Софийский собор

Софийский собор

Согласно данным из разных летописей (всех их создали после строительства собора) датой закладки собора является 1017 либо 1037 год. Более близкой к истине считают вторую дату, если учитывать политическую обстановку на Руси. Также в последнее время широко распространилась версия о том, что собор заклал Владимир Святославович в 1011 году, но она не имеет научных оснований.

В 1240 году Софийский собор разграбили и разрушили воины Батыя, а на протяжении 1385—90 гг. он был воссоздан из руин митрополитом Киприаном, после чего на протяжении трех с половиной столетий находился в запустении, хотя и не переставал действовать. В 1596 году собор перешел к Украинской грекокатолической церкви, а в 1630-е годы его у неё отобрал киевский митрополит Петр (могила), собор был отреставрирован и при нём был основан мужской монастырь. Нынешний облик храм окончательно приобрел в 1740 году, когда закончились работы по его обновлению.

Колокольню Софийского собора построили по заказу гетмана Мазепы. До сегодня сохранен колокол, который носит название «Мазепа», он находится на втором этаже и был отлит по его заказу.

В 1934 архитектурный комплекс, куда кроме самого собора, входит дом митрополита, колокольня, южная въездная башня, бурса, западные ворота, трапезная, братский корпус, консистория и кельи, объявили Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей».

В 1990 году он был включён в список Всемирного наследия.

Софийский собор

Архитектурные особенности. Сначала Софийский собор был пятинефным крестово-купольным храмом, у которого было 13 глав. С трёх сторон его окружала двухъярусная галерея, а снаружи – одноярусная, которая была еще более широкой. Центральный неф и трансепт были существенно шире боковых нефов, и таким образом в интерьере собора образовывался четкий крест. Эта композиция в форме креста была видна и снаружи собора. Собор имел композицию в форме пирамиды. Цилиндрические своды, которые перекрывают его поперечный и центральный нефы, ступеньками поднимались к центру здания. Центральный купол окружали четыре меньших, а по углам собора располагались восемь куполов ещё меньшего размера. Кроме окон, участки стен, которые были свободными, украшались лопатками и уступчатыми нишами, которые расчленяли поверхность стен в соответствии с тем, как были расположены внутренние несущие столпы.

Собор сложен по византийской технике из чередующихся рядов плинфы и камня, снаружи кладку покрывал раствор-цемянка. Для того, чтобы каждый смог представить исходный облик храма, реставраторы оставили участки раскрытой древней кладки на фасадах.
Собор строили константинопольские строители, им помогали киевские мастера. Но, найти прямых аналогов Софийского собора в архитектуре Византии невозможно. Храмы, которые были построены в то время, имели лишь 3 нефа, были меньших размеров и имели 1 главу. Существует теория о том, что византийцам поставили задачу создать главный храм Руси, большой храм для торжественных церемоний.

В это же время свою символику имело первоначальное решение архитектуры. Центральный купол собора в византийской архитектуре всегда напоминал о Христе – Главе Церкви. Двенадцать других куполов символизировали апостолов, а четыре из них – евангелистов, которые проповедовали христианство во все концы земли.

После перестроек и реставраций на протяжении XVII—XVIII веков довольно существенно изменился облик храма. Были надстроены наружные галереи, появились новые приделы, которые увенчали дополнительные купола. Собор побелили.

В интерьере собора сохранилось множество мозаик и фресок XI века, которые выполнили лучшие мастера Византии. В палитре мозаик насчитывается примерно 177 оттенков. Их стиль соответствует искусству Византии в первой половине XI века.

Мозаикой также украсили центральный купол собора, его паруса, барабан и подпружные арки, а также центральная апсида и два восточных столпа, которые стоят по бокам от неё. В зените купола расположена мозаика, где размещено изображение Христа Вседержителя, вокруг Него представили четырех ангелов. Из них лишь один древний мозаичный сохранился, а остальные в XIX веке дописал М. А. Врубель с помощью масляных красок. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов, а на парусах купола – пишущие евангелисты. Среди них сохранилась только фигура евангелиста Марка. На подпружных арках расположены медальоны с поясными фигурами 40 мучеников.

Наиболее известной мозаикой собора является – Богородица «Нерушимая Стена» – она расположена в конце центральной алтарной апсиды. Под ней изобразили Евхаристию – причащение Христом апостолов, а ещё ниже – древние святые епископы, Отцы Церкви.

На восточных столпах храма сохранено изображение Благовещения. Мозаику создали примерно в 1040 года и она является старейшим изображением этой сцены в русском искусстве.

Остальную часть интерьера расписали фресками. На сводах размещались двунадесятые праздники, но они не сохранились до наших дней. На боковых аркадах можно увидеть сцены Страстей Христовых и Его Воскресения.

Фресками также расписали боковые апсиды, где представили циклы деяния архангела Михаила, детства Богоматери, житие святого Георгия, деяния апостолов. Столпы храма и стены галерей покрывались образами святых.

Наиболее необычными являются изображения в лестничных башнях. Здесь можно увидеть константинопольский ипподром, сцены придворной жизни, охоту и музыкантов.

Кроме этого на стенах собора сохранены множественные граффити, в том числе XI—XII столетий.

Некрополь. В храме и на его территории было около 100 захоронений. Сохранились могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины. 10 сентября 2009 года в Софийском соборе вскрыли саркофаг великого князя Киевского. Остальные захоронения были утрачены. Согласно одной из версий, в подземных помещениях под храмом могла храниться знаменитая «Библиотека Ярослава Мудрого».

Post Metadata

Date
мая 28, 2011

Author
admin

Tags


Leave a Reply