Армянский кафедральный собор

Армянский кафедральный собор

Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы является памятником культуры и истории во Львове, находится он на ул. Армянской, 7-13.

Ансамбль армянской церкви располагается на территории исторического Львова, в той части, где селились армяне. Собор – это архитектурный центр комплекса, вокруг него группируются остальные сооружении и образуют три замкнутых дворика небольших размеров.

Армянский кафедральный собор

Строить собор начали в 1363 году. Это один из наиболее древних памятников Львова, который построил архитектор Доринг (Дорко, Доре) на средства Якова из Кафы (Феодосии) и Паноса из Гайцараца, что были армянскими купцами. Многими исследователями предполагается, что в строительстве собора участвовали армянские мастера, потому что у памятника присутствуют много общих черт с собором в Ани.

В XVII столетии в связи с тем, что осуществлялось насильственное окатоличивание жителей Западной Украины, точно так же как это произошло и с местной православной общиной, армянского архиепископа Львова тоже вынудили подписать унию. В советские времена Армянский собор закрыли в связи с тем, что Львовское армяно-католическое архиепископство было ликвидировано. Сначала в соборе устроили хранилище Львовской картинной галереи, а в 1953 году он стал хранилищем музея имени В. И. Ленина города Львова. В январе 2000 года собор был передан верующим, но Армянской апостольской, а не Армяно-католической церкви, потому что в городе почти не осталось армян-католиков. 6 января 2001 года, впервые после длительного перерыва, состоялось богослужение в Армянском соборе.

Армянский кафедральный собор

Ансамбль собора

Ансамблю Армянского собора является уникальным памятником средневековой архитектуры армян на Украине. В ансамбль собора вошли ещё несколько шедевров архитектуры:

• здание бывшего армянского банка (XVII столетие);
• здание бывшего монастыря армянских бенедиктинок (XVII столетие);
• башня-колокольня, расположена над входом во двор, она была выстроена архитектором Пётром Красовским в 1571 году; в декабре 2007 года решением львовского горсовета её возвратили армянской общине;
• здание бывшего армянского банка (XVII столетие);
• декоративная колонна с фигурой Святого Христофора, которая стоит на дворе (1726 год);
• дворец армянских архиепископов (XVII—XVIII столетие, сейчас не принадлежит армянской общине).

Монастырский дворик, расположен у северной стены храма с противоположной стороны ограничен зданием монастыря армянских бенедиктинок, которое построили в 1682 году. Перед ним находится статуя работы Г. Дыкаса. Галерея, которую устроили по образцу итальянских лоджий, является переходом из собора в монастырь, ее верхний ярус – закрытый, а нижний – арочный, открытый. В стене вмурованы два рельефа (XVI — начала XVII столетия) из местного известняка. Восточный дворик связан с монастырским барочными воротами (1671 год). Его называют христофоровым, в его центре расположена памятная колонна Святого Христофора (XVIII столетие). Со всех сторон дворик замыкают здания бывшего армянского банка (XVII век), колокольня (XVI—XVIII век), архиепископский дворец (конец XVIII века), апсиды собора. Сквозным проходом соединены ул. Леси Украинки и восточный дворик. На арке ворот можно увидеть дату «1779 год» – именно в это время были восстановлены здания после пожара 1773 года. Южный дворик соединяется с восточными воротами с барочным фронтоном (1877 год), он отделен от улицы Армянской оградой, которая имеет металлическую решетку. В нише ограды помещается статуя с датой «1664» – является характерным образцом скульптуры Львова второй половины XVII столетия, согласно мнению исследователей принадлежит резцу Мельхиора Эрлемберга, львовского мастера. Открытая аркада-галерея тянется вдоль южной стороны собора, её построили в 1437 году. Возле глухой стены установили деревянный горельеф «Голгофа», который датируется XVIII веком.

Армянский кафедральный собор

Интерьер

После реконструкции 1908—1927 годов просторная средняя часть собора испытала существенные изменения. В рисунке нового деревянного потолка были использованы модернизованные армянские и ориентальные мотивы архитектором Ф. Мовчинским, а художником Яном Генриком Розеном были выполнены орнаментальные росписи стен и витражей и картины, преисполненные метафизического содержания. Ян Розен синтезировал западноевропейские тенденции с армяно-византийской традицией современного для него искусства в форме объединения позднесецессионной стилизации с экспрессивными средствами выражения. Особенно удачными, по мнению современников, вышли «Погребение Святого Одилона», «Распятие» и «Тайная вечеря».

Освящение собора

18 мая 2003 года собор был освящен патриархом-католикосом всех армян Гарегином II. После того, как главой Львовской областной госадминистрации были переданы ключи от храма армянскому архиепископу Григорису, католикосом Гарегином ІІ был осуществлен обряд «открытия двери» и освящен собор. На торжествах присутствовали французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур с сыном, спикер армянского парламента Армен Хачатрян, посол Армении на Украине и посол Армении во Франции, президент Союза армян Украины Нвер Мхитарян, архиепископ УПЦ Августин (Маркевич), российский актёр Армен Джигарханян, экс-президент Украины Леонид Кравчук, а также глава украинского Госкомитета по делам религий.

Post Metadata

Date
июня 3, 2011

Author
admin

Tags


Leave a Reply